15 мартав Ульяновской областной специальной
библиотеке для слепых продолжился цикл лекций к 85-летию ВОС.
Послевоенныемирные годы оказались не менее тяжелым
испытанием для потерявших зрение фронтовиков, чем военное время. Прежде всего,
эти люди нуждались в работе, которая одна могла дать средства к существованию.
Нужда заставляла многих нищенствовать. В стране, разрушенной войной, не
доставало работы, жилья. До 1951 года Общество слепых находилось на дотации
государства. Руководители отделов ВОС настойчиво организовывали новые
учебно-производственные комбинаты, которые давали рабочие места незрячим и
делали их востребованными и нужными стране,стремительно поднимающеесяиз
военной разрухи. Затем Общество отошло от традиционных кустарных видов изделий,
и создало высокомеханизированные предприятия со сложной технологией
производства в кооперации с государственными предприятиями. Политика создания
собственнойпроизводственной базы позволила
в короткие сроки осуществить массовое
трудоустройство незрячих. Общество слепых решало важную государственную задачу:
профессиональное обучение и трудоустройство слепых. Большую роль в продвижении
идей Общества слепых сыграли ветераны-инвалиды ВОВ. Представители власти не
решались отказывать этим мужчинам, увешанным орденами.
Крепнейшее
при активной поддержке партийных и государственных структур производство давало
возрастающий доход. Участие в промышленном производстве стало основным
направлением деятельности общества. Общество слепых обретало экономический вес.
К 1964 году основные средства Общества составляют свыше 100 млн. руб.Были построеныпроизводственно-реабилитационные комплексы,
хватало средств и на строительство многочисленных зданий культурно-бытового и
социального назначения: домов культуры, санаториев, домов просвещения. Широкое
развитие получили кружкихудожественной
,самодеятельности, спорт и физическая культура в среде незрячихИменно
в эти годы по всей стране открылась сетьспециальные библиотеки для слепых. В 1960 году по инициативе и при
поддержке Общества слепых открылась Ульяновская областная специальная
библиотека для слепых.
В
середине 50 годов был подготовлен типовой проект школы-интерната, где учитывались
требования к учебной и воспитательной работе, к системе обучения бытовым
навыкам и условиям проживания незрячих детей. Для большинства незрячих,
родившихся в 40- еи более поздние годы,
получение среднего образования перестало быть проблемой. Издательство
«Просвещение» на средства ВОС ежегодно выпускало РТШ Брайля учебники по всему
курсу средней школы, художественную, научно-популярную общественно-политическую
литературу. В конце 50 годов появилась и озвученная литература. Общество слепых
обеспечило всех членов ВОС бесплатно магнитофонами для прослушивания говорящей
книги. Общество приложило усилие для размещения заказов на бытовуютифлотехнику на государственных предприятиях,
создало в 1961 году школу по подготовке собак-проводников для слепых. К середине 50 годов сотни незрячих юношей и
девушек обучалисьв высших и средних
специальных учебных заведениях. Юристы, учителя, музыканты, руководители - почти
в каждой профессии незрячие стали высококлассными специалистами. В 1951 году
было принято решениео строительстве 10
интернатов для слепых. Эти комплексы стали строить в Поволжье, на Урале и
других регионах. Строительство шло за счет ВОС. В Ульяновской области
школа-интернат для слепых и слабовидящих детей с восьмилетним образованиемрасполагалась вселеНовоспасское Николаевского района, затем до 1968 года в селе Канадей.
Требованием того времени, было обязательное участие незрячих педагогов в
учебном процессе и владение навыками РТШБрайля.Педагогический институт имени Герцена - единственный
институт, который готовил тифлопедагогов, распределял лучших специалистов по
России.В Ульяновской области работали
тифлопедагоги из Ленинграда, Москвы.
Можно
утверждать, что впериод с 1945 по 1985 годы влияние общественной организацииВОСи
ее деятельность в защиту прав и интересов незрячих, позволиламаксимально решить вопросы обучения, воспитания,
трудоустройства и бытового обслуживания незрячих.