28 мая специалисты Ульяновской специальной библиотеки для слепых приняли участие в Региональном празднике «История в лицах» в рамках сетевого межведомственного проекта «Карамзинский марафон». Библиотека для слепых для участников праздника и для зрителей представила три мастер-класса.
В рамках первого, была предоставлена возможность принять участие в создании части генеалогического древа рода Карамзиных. Первая часть Древо состоит предков Николая Михайловича Карамзина, начиная с родоначальника – Семёна и, заканчивая, братьями и сёстрами, в том числе сводными, Николая Михайловича. Изготавливалось древо на деревянном стенде. Поскольку данный макет предполагал знакомство с родом Карамзиных людей с ограниченными возможностями по зрению, в изготовлении использовались бечёвки, которыми окаймляли карточки с именами предков и цветовые карточки для слабовидящих. Гендерная принадлежность отмечалась карточками синего и красного цветов, а также формой контура бечёвки – овал и прямоугольник. Также каждой карточке (предку) был присвоен номер, который был написан шрифтом Брайля. В соответствии с номером незрячий может ознакомиться с предком, прочитав материал о нём в брошюре «Вспомогательный материал к тактильному пособию «Генеалогическое древо рода Карамзиных», напечатанной рельефно-точечным шрифтом. В преддверии мастер-класса специалистами библиотеки был подготовлен вспомогательный материал к тактильному пособию «Генеалогическое древо рода Карамзиных», в котором представлена развёрнутая информация о каждом предке.
Написание номеров для карточек шрифтом брайля было вторым мастер-классом для участников площадки. Сначала участники знакомились с принципом написания текста шрифтом брайля, а затем писали на специальном приборе грифелем. Всего в генеалогическом Древе было представлено 24 номера.
Имя Николая Михайловича Карамзина тесно связано со словесностью, словом. Именно Карамзин ввёл в русский алфавит букву «Ё». Во времена Николая Михайловича генеалогические древа известных фамилий оформлялись на дорогой бумаге золотыми винтажными буквами, считалось правилом хорошего тона знать свою родословную до седьмого колена: сын знал не только своего отца, но и деда, прадеда, прапрадеда. Безусловно, знали это не все, однако люди, обладающие внутренней культурой, были обязаны знать. Генеалогическое дерево рода, художественно оформленное в красивую рамку, всегда висело на самом видном месте в домах знатных людей и являлось предметом особой гордости за свой род. Практически каждый знатный род имел свой родовой герб.
Поэтому третьим мастер-классом стало написание текста с помощью перьев. Для письма используются в основном гусиные, реже вороньи или индюшиные перья. Перо оптимально брать третье или четвертое маховое обязательно с левого крыла птицы - чтобы удобно лежало в руке. Затачивают кончик пера бритвой или перочинным ножиком (откуда, кстати, и пошло его название). Перед этим очищают кончик пера от пленочки сверху. Потом делают ровный надрез - бороздку для стока чернил, а лишь потом делается косой срез кончика пера так, чтобы его острая часть разделялась бороздкой ровно посередине. На мастер-классе участники пользовались стальными перьями. Писать стальным пером гораздо удобнее. Нажим, толщина линии, наклон, количество набранных чернил - все имеет значение, все дает свой эффект. Некоторые из участников познакомились со стальным пером впервые.
|