Ульяновская областная специальная   

 библиотека для слепых    
г. Ульяновск, ул. Верхнеполевая, д. 11/15, т. (8422) 44-55-76, 44-53-36


LivejournalFBВконтактеTwitter

Вход на сайт

Главная » 2014 » Август » 12 » СПЕКТАКЛЬ О ЛЮБВИ БЕЗ ПАФОСА В КРЕАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «КВАРТАЛ»
СПЕКТАКЛЬ О ЛЮБВИ БЕЗ ПАФОСА В КРЕАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ «КВАРТАЛ»
15:39

Обычно летом все театры отправляются в отпуска и на гастроли, и открытия театрального сезона приходится ждать до сентября. Но в этом году ульяновским театралам представилась потрясающая возможность и летом оказаться с искусством один на один. В Креативном пространстве «Квартал» с успехом идут показы «альтернативного» антрепризного спектакля режиссера Алексея Вольного «Маленький человек с большим сердцем» по циклу верлибров журналиста и поэта Сергея Гогина. По окончанию очередного показа спектакля нам удалось пообщаться с Маленьким человеком (Алексей Вольный), его Женщиной (Дарья Долматова) и их создателем (Сергей Гогин).

Как началась эта история? Каким образом Вы связались с Сергеем Гогиным? Как и почему взялись за проект «Маленький человек с большим сердцем»?

Сергей: Связались – это хорошее слово. Мне нравится! (смеётся)

Алексей: Связались мы с Сергеем не на беду, а на радость (смеётся). Изначально мы подружились…

Сергей: Мы познакомились, когда Алексей был в составе труппы театра-студии Enfant Terrible, когда они затевали с Дмитрием Аксеновым этот проект.

Алексей: Это было лет 7 назад, мы даже стали дружить в результате. 2 года назад Сергей прочитал на какой-то из «кухонных посиделок» свои новые стихи, это был цикл «Маленький человек». Я тогда сказал: «Ой, какая замечательная вещь! А можно я ее поставлю?», Сергей, как автор, дал мне согласие на постановку и я 2 года мучил его тем, что не ставил «Маленького человека». Не успевал, не мог: у меня было много ответственности в других сферах моей деятельности. И вот я стал немного свободнее…

Сергей: Алексей скромничает, за эти 2 года он защитил кандидатскую диссертацию по педагогике (Алексей Храбсков – преподаватель Ульяновского государственного университета – прим. ред.).

Алексей: Вот… Поэтому я не мог параллельно взяться за постановку «Маленького человека», я думал, что я смогу, но это оказалось трудно совместимо, и когда все закончилось, высвободилось и время, и энергия, и появился повод – у Сергея в июне случился юбилей. Я решил, что уже некуда больше откладывать, нужно действовать. Был сформулирован замысел, спектакль был на стадии подготовки, я понял, что нужно назначать дату. Как раз позвонил Сергей, и я ему заодно сказал, что у нас будет спектакль. Мы посмеялись. Вроде как рождение ребенка. Но ведь, правда, рождение современного «маленького человека» на сцене. Я для себя это ставлю сверхзадачей. Новый герой должен появиться, и я его с полной ответственностью заявляю.

Чем Вам близка тема «маленького человека»?

Алексей: Не знаю даже. Мне не хочется говорить о великих, мне хочется говорить о маленьких людях, о героях, а их в литературе и в драматургии очень много. Несколько лет назад, задаваясь вопросом, а кого бы вы хотели сыграть, я мог ответить, что играть хочу всё, но все-таки «маленький человек», как тема, мне наиболее близка и соответствует моему актерскому амплуа. Наверное, я тоже в какой-то степени тот самый Маленький человек, я же не Наполеон…

l1Xe68OPKxg.jpg

Сергей, а почему в качестве главного героя Вами был выбран такой персонаж, как современный Маленький человек? Почему Вы взяли за основу своих произведений именно его историю?

Сергей: Я просто задумался, куда девался Маленький человек, который всегда существовал в литературе 19-го – начала 20 веков, почему он исчез из современной литературы, как персонаж. Я попытался представить, каким мог бы быть сегодня Маленький человек, которого мы «потеряли», что он мог бы любить, кого он мог бы любить и как. Чем он мог бы заниматься, увлекаться, как бы он существовал в современном мире, который, в общем-то, к нему изначально жесток.

Хотя мир всегда был к нему жесток, Маленький человек по-разному реагировал на него. В 19 веке он залезал в футляр, и его главной мечтой было купить шинель или выращивать крыжовник. Для персонажа Зощенко предел мечтаний – вывести даму в Большой театр и накормить ее пирожными. В моей истории всё собиралось из деталей, из жизни, из бытовых историй, которые случились или могли случиться со мной, с моими друзьями. Так и появился наш современный Маленький человек.

Как вы считаете, Алексею и Дарье удалось воплотить эту историю так, как ее видели Вы?

Театр – это всегда больше, чем текст. И чем больше театра возвышается над текстом, тем интереснее смотреть. Я, кстати, сегодня подслушал в коридоре, как одна из зрительниц по окончанию спектакля сказала: «Вроде ничего такого, а смотреть интересно!». Если бы я был постановщиком, для меня это, наверное, был бы большой комплимент. Алексею удалось создать приращение духа, приращение театра над текстом. Я не буду умалять своих заслуг. Я все-таки считаю, что текст лежит в основе этого спектакля. Но спектакль – это намного больше, чем текст.

QK42xIiLBhc.jpg

Алексей, как Вам в голову пришло именно такое воплощение спектакля? Почему в качестве «партнеров» и декораций Вы выбрали телевизоры? Почему это не классический вариант постановки?

Алексей: Как у Ахматовой: «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» (улыбается).

Вот, правда, это не постичь. Без шуток, я не знаю. Я понял, что у этого Маленького человека есть конфликт с окружающим его миром, я начал размышлять, как его можно изобразить, этот мир. Вдруг, как озарение пришло. Из ниоткуда все сложилось, с помощью фантазии и воображения. Я за это уцепился, и что самое главное – меня это увлекло! В этом и есть настоящее творчество. Сочинить что-то и проверить на зрителе: угадал-не угадал.

Как же Вы все-таки решились на то, чтобы представить свое детище на суд зрителей?

Алексей: Я подумал, что настало время, возникла огромная потребность быть самостоятельным. Мне пришлось попрощаться со своими соратниками и выбрать свой путь, причем намеренно. Этой работой я начинаю цепь творческих проектов, которые я бы хотел сделать. Изначально это был не просто спектакль. Конечно, поводом был Сережин юбилей и поздравление. Я для себя решил так: если это будет нельзя показывать зрителям, если это дело «домашней радости», то «домашней радостью» пусть и останется. Я человек адекватный и не буду навязываться – посмотрим в кругу друзей и всё. Но потом рискнули, попробовали, и премьера показала, что это нужно, что зритель с удовольствием смотрит и переживает эту историю вместе с героями, кто-то находит себя, кто-то – своих знакомых. И стало понятно, что это дело нужно продолжать, чему я искренне рад.

Я собираюсь продолжать тему Маленького человека в других своих спектаклях. Я хочу об этом говорить. Настало время заниматься тем, чем мне нравится заниматься. И не случайно для этого мной был выбран псевдоним Вольный. Но это не только знак статуса независимости. Это, на самом деле, моя семейная фамилия, но она не случилась в советское время. Я решил ее себе вернуть хотя бы на сцене. У меня несколько сфер деятельности: наука, педагогика. Но на сцене, для зрителей я буду Вольным. Все достаточно символично.

Дарья, а как вы согласились на участие в этом проекте?

Дарья: Ну, во-первых, я с удовольствием откликнулась на предложение. Изначально меня приглашали в этот спектакль на другую роль. А потом судьба все так развернула, что получилось, что персонажей, кроме нас двоих с Алексеем, нет. И я благодарна судьбе за то, что всё вышло именно так.

Я всегда с радостью откликаюсь на любую новую для меня работу, она приносит мне радость творчества. Существовать в творчестве свободно – это удовольствие. Здесь такая возможность мне была предоставлена сполна. И я благодарна Алексею, что он не был слишком уж авторитарным режиссером и позволил мне шалить (улыбается).

J6HwnnTDAb0.jpg

Почему в качестве площадки для Вашего проекта Вы выбрали именно Креативное пространство «Квартал»?

Алексей: Во-первых, здесь помещались декорации. Это главное (смеётся). На самом деле, я про нее просто не знал какое-то время в силу того, что занимался своей диссертацией. Мои студенты сказали мне, что есть такое Креативное пространство «Квартал», мол, сходите – посмотрите. И в мае я пришел, посмотрел, мы сразу же поговорили с Павлом Андреевым. Я подумал, что ведь мы бы действительно могли бы здесь поработать! Когда всё случилось, стало понятно, что «Квартал» для такого проекта, как наше творческое объединение «Маленький человек» – самое удачное место. Потому что он независимый, он никому не принадлежит.

Концепция Креативного пространства позволяет высвобождение творчества из уз социальной системы. К тому же, Павел нам помог собрать аудиторию, за что мы ему очень благодарны! Нас здесь принимают душевно, по-доброму. В театрах так не встречают, это я могу вам точно сказать. Здесь совершенно неформальный дух, без социальных ролей.

Сергей: Наш проект – один из примеров креативной индустрии. Люди что-то придумали, вложили деньги, пришли и сказали: «Можно мы это покажем здесь?»

В «Квартале» достаточно камерная обстановка, Вас, как театральных актеров не смущало, что нет особых границ между Вами и зрителем? Все-таки в театре есть сцена и контакт со зрителем не такой близкий, как здесь.

Алексей: На камерных площадках мне работать привычно, благодаря театру Enfant terrible. Огромное спасибо за такой опыт. Иногда, конечно, тяжело… Встретишь какой-нибудь недоброжелательный взгляд и сразу же пугаешься, как кролик. Конечно, никогда этого не покажешь, но внутри превращаешься в зайца, начинаешь бояться зрителя, спектакль сыпется, и я собой не доволен. Но я убежден, что актер – это тот человек, который во время спектакля определяет правила игры. Вот как я их определю, так и пойдет спектакль. Если я позитивен, то и зрители мне откликнутся. Я даже скажу, что в этом есть особенный кайф, что я вижу глаза людей. Это же контакт, самый настоящий диалог. Так и должно быть! А иначе что? Мы изобразили что-то независимо от зрителя, а зритель так и не поучаствовал в этом диалоге. Нет, это неправильно.

И потом, в театре зрителя всегда слышишь, где какая реакция. Слышно даже, если смешно, но люди просто боятся смеяться, и если не смешно – это тоже слышно. Мы можем не видеть глаз, но всегда ты чувствуешь зрителя, никогда не забываешься.

Это уже пятый показ спектакля «Маленький человек с большим сердцем», каждый раз Вы собираете аншлаг, какие люди к Вам приходят? С какими эмоциями Вы остаетесь после спектакля?

Алексей: Каждый раз приходят разные люди, некоторые реагируют на число Пи, некоторые – нет. Дарья всегда говорит: «Если я слышу, что в зале есть реакция на «поздно ложится и поздно встает», значит все хорошо!» (смеются)

Дарья: Эмоции очень позитивные. Да, зрители по-разному реагируют на какие-то шутки, но в целом, настрой и атмосфера очень теплые. Я получаю удовольствие от процесса, и мне кажется, что зритель тоже.

И последний вопрос. Вы наверняка знаете о том, что в сентябре в Ульяновск во второй раз приедет фестиваль «Золотая Маска». Вы знакомы с фестивальной программой этого года? Что можете сказать по поводу этих спектаклей? Может быть, Вы уже что-то видели?

Алексей: Когда в прошлом году я узнал, что сюда приедет мой любимый театр «Мастерская Петра Фоменко», я был очень удивлен. Я даже такого представить не мог! Это так нужно нашему городу! И так жаль, что не многие могут на это посмотреть.

Конечно, я слышал обо всех спектаклях, которые приедут в этом году. Театральный мир тесен. Очень бы хотелось посмотреть нашумевший спектакль «Три сестры» Малого драматического театра. Я видел другие постановки Льва Додина в Санкт-Петербурге. В московском Театре Наций я никогда не был, но Чулпан Хаматову и Евгения Миронова, конечно, видел на других площадках: в театре и в кино. Мне хотелось бы увидеть именно «Рассказы Шукшина», потому что Шукшин тоже писал про маленьких людей. И у меня есть определенные планы на его произведения. Хочется посмотреть, как ставят другие режиссеры этот материал.

Мы со студентами, конечно, смотрим видеоверсии спектаклей, но что можно увидеть через экран? Совершенно точно спектакли нужно смотреть вживую. И мы обязательно постараемся попасть на спектакли «Золотой Маски», чтобы посмотреть, как работают современные актеры. На спектакль Льва Додина нужно ходить и смотреть столько раз, сколько он у нас будет идти.

То, что в Ульяновск приезжает фестиваль «Золотая Маска» – это невероятно важно.

Фотографии любезно предоставлены Марией Чурбановой.

11.08.2014 http://ulkul.ru/interview/spektakl-o-lyubvi-bez-pafosa-v-kreativnom-prostranstve-kvartal-.html

Просмотров: 195 | Добавил: uslb | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Поиск

Календарь

«  Август 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей